Страх за ризкъ (средства к существованию)
Одна из самых больших проблем в жизни человека — это страх перед потерей ризкъа. Человек боится бедности и уменьшения ризкъа. Он боится потерять работу и должность, думая, что это приведёт к лишению ризкъа. Он даже готов нарушать законы Шариата и совершать харам под предлогом удержания ризкъа в своих руках. Иногда он умалчивает истину, чтобы не потерять работу и должность, предполагая, что от этого зависит его ризкъ.
Существование такой проблемы превращает жизнь человека в сплошное беспокойство. Его не покидает страх, что он может потерять работу, что он обеднеет навсегда и что двери ризкъа перед ним закроются.
На фоне этих опасений если всё же спросить у мусульманина: «Кто наделяет тебя ризкъом?», — он тут же ответит: «Аллах!». Если же задать вопрос: «Тогда почему ты боишься за свой ризкъ?», — он ответит: «Потому что создавать причины для приобретения ризкъа — ваджиб». Он считает, что, будучи трусливым, опасаясь говорить истину и не претворяя законы Аллаха, он создаст причины защитить свой ризкъ, чтобы тот от него никуда не делся. Однако во всём этом он забывает слова Посланника Аллаха (с.а.с.):
أَلاَ لاَ يَمْنَعَنَّ أَحَدَكُمْ رَهْبَةُ النَّاسِ أَنْ يَقُولَ بِحَقٍّ إِذَا رَآهُ أَوْ شَهِدَهُ فَإِنَّهُ لاَ يُقَرِّبُ مِنْ أَجَلٍ وَلاَ يُبَاعِدُ مِنْ رِزْقٍ أَنْ يَقُولَ بِحَقٍّ أَوْ يُذَكِّرَ بِعَظِيمٍ
«Пусть страх перед людьми не мешает никому из вас говорить правду, когда он видит её, или напоминать о важном, ибо это не приближает к смерти и не отдаляет от ризкъа!» (Ахмад).
Человек работает и планирует всю свою жизнь, чтобы обеспечить своим детям «достойное будущее», предоставить им возможность развиваться, кормит их и обеспечивает всем необходимым, обучает их в школах и университетах. А после этого начинает ещё планировать их ризкъ, забывая слова Всевышнего Аллаха:
وَلَا تَقۡتُلُوٓاْ أَوۡلَٰدَكُمۡ خَشۡيَةَ إِمۡلَٰقٖۖ نَّحۡنُ نَرۡزُقُهُمۡ وَإِيَّاكُمۡۚ إِنَّ قَتۡلَهُمۡ كَانَ خِطۡٔٗا كَبِيرٗا ٣١
«Не убивайте своих детей, опасаясь нищеты, ведь Мы обеспечиваем пропитанием их вместе с вами. Воистину, убивать детей — тяжкий грех» (17:31).
Ислам уделил особое внимание вопросу ризкъа и решил его таким образом, который несёт в себе спокойствие и уверенность тому, кто принял это решение. У мусульманина нет выбора в этом вопросе, поэтому он должен принять его, если принимает его основу — правильное решение главной проблемы человека. Всевышний Аллах говорит:
ٱ للَّهُ ٱ لَّذِي خَلَقَكُمۡ ثُمَّ رَزَقَكُمۡ ثُمَّ يُمِيتُكُمۡ ثُمَّ يُحۡيِيكُمۡۖ هَلۡ مِن شُرَكَآئِكُم مَّن يَفۡعَلُ مِن ذَٰلِكُم مِّن شَيۡءٖۚ سُبۡحَٰنَهُ ۥ وَتَعَٰلَىٰ عَمَّا يُشۡرِكُونَ ٤٠
«Аллах — Тот, Кто создал вас, а потом одарил пропитанием. Потом Он умертвит вас, а потом оживит. Есть ли среди ваших сотоварищей такой, который совершал бы нечто из этого? Пречист Он и превыше тех, кого вы приобщаете в сотоварищи!» (30:40). Аллах создал нас, наделил нас пропитанием, потом умертвит, потом снова оживит — это и есть решение основной проблемы, однако к этому Аллах добавил решение вопроса ризкъа, учитывая его важность в жизни человека, что выражается в том, что люди начали говорить подобные слова: «Лучше убей, но не лишай ризкъа», — предполагая, что кто-то помимо Аллаха в состоянии лишить их ризкъа.
Согласно Исламу, причина получения ризкъа одна — это предопределение Аллаха и Его воля, и нет другой причины. Всевышний Аллах говорит:
وَمَا مِن دَآبَّةٖ فِي ٱ لۡأَرۡضِ إِلَّا عَلَى ٱ للَّهِ رِزۡقُهَا وَيَعۡلَمُ مُسۡتَقَرَّهَا وَمُسۡتَوۡدَعَهَاۚ كُلّٞ فِي كِتَٰبٖ مُّبِينٖ ٦
«Нет на земле ни единого живого существа, которого Аллах не обеспечивал бы пропитанием. Аллах знает их место пребывания и место хранения. Всё это записано в ясном Писании» (11:6). Также Он говорит:
وَكَأَيِّن مِّن دَآبَّةٖ لَّا تَحۡمِلُ رِزۡقَهَا ٱ للَّهُ يَرۡزُقُهَا وَإِيَّاكُمۡۚ وَهُوَ ٱ لسَّمِيعُ ٱ لۡعَلِيمُ ٦٠
«Как много животных, которые не могут добыть себе пищи! Аллах наделяет пропитанием их и вас. Он — Слышащий, Знающий» (29:60). Пропитание каждого животного на земле — в руках Аллаха, а не иного, и не само животное добывает себе пищу. Всевышний Аллах говорит:
وَ ٱ للَّهُ يَرۡزُقُ مَن يَشَآءُ بِغَيۡرِ حِسَابٖ
«Аллах дарует удел без расчёта, кому пожелает» (2:212).
ٱ للَّهُ يَبۡسُطُ ٱ لرِّزۡقَ لِمَن يَشَآءُ وَيَقۡدِرُۚ وَفَرِحُواْ بِ ٱلۡحَيَوٰةِ ٱ لدُّنۡيَا وَمَا ٱ لۡحَيَوٰةُ ٱ لدُّنۡيَا فِي ٱ لۡأٓخِرَةِ إِلَّا مَتَٰعٞ ٢٦
«Аллах увеличивает или ограничивает удел тому, кому пожелает. Они радуются мирской жизни, но ведь мирская жизнь по сравнению с Последней жизнью — всего лишь преходящее удовольствие» (13:26).
قُلۡ إِنَّ رَبِّي يَبۡسُطُ ٱ لرِّزۡقَ لِمَن يَشَآءُ وَيَقۡدِرُ وَلَٰكِنَّ أَكۡثَرَ ٱ لنَّاسِ لَا يَعۡلَمُونَ ٣٦
«Скажи: «Воистину, мой Господь увеличивает или ограничивает удел тому, кому пожелает, но большинство людей не знает этого» (34:36).
إِنَّ رَبَّكَ يَبۡسُطُ ٱ لرِّزۡقَ لِمَن يَشَآءُ وَيَقۡدِرُۚ إِنَّهُ ۥ كَانَ بِعِبَادِهِ ۦ خَبِيرَۢا بَصِيرٗا ٣٠
«Воистину, твой Господь увеличивает или ограничивает удел тому, кому пожелает. Он видит и знает Своих рабов» (17:30). Также Аллах возвышает одних людей над другими посредством ризкъа:
وَ ٱ للَّهُ فَضَّلَ بَعۡضَكُمۡ عَلَىٰ بَعۡضٖ فِي ٱ لرِّزۡقِۚ فَمَا ٱلَّذِينَ فُضِّلُواْ بِرَآدِّي رِزۡقِهِمۡ عَلَىٰ مَا مَلَكَتۡ أَيۡمَٰنُهُمۡ فَهُمۡ فِيهِ سَوَآءٌۚ أَفَبِنِعۡمَةِ ٱ للَّهِ يَجۡحَدُونَ ٧١
«Аллах возвысил одних из вас над другими посредством богатства и удела. Но те, которым дарован больший удел, не хотят отдавать его своим рабам, чтобы они не уравнялись с ними. Неужели они отвергают милость Аллаха?»(16:71). Аллах сообщил нам, что Он распределяет среди людей и жизнь и степени удела, чтобы одни, пользуясь услугами других, нанимали их на работу и оплачивали им их труд.
Аллах напоминает человеку, что никто кроме Него не наделяет ризкъом:
إِنَّ ٱ لَّذِينَ تَعۡبُدُونَ مِن دُونِ ٱ للَّهِ لَا يَمۡلِكُونَ لَكُمۡ رِزۡقٗا فَ ٱ بۡتَغُواْ عِندَ ٱ للَّهِ ٱ لرِّزۡقَ وَ ٱ عۡبُدُوهُ وَ ٱشۡكُرُواْ لَهُ ۥٓۖ إِلَيۡهِ تُرۡجَعُونَ
«Вы поклоняетесь вместо Аллаха идолам и измышляете ложь. Воистину, те, кому вы поклоняетесь вместо Аллаха, не способны даровать вам пропитание. Ищите же пропитание у Аллаха, поклоняйтесь Ему и благодарите Его. К Нему вы будете возвращены» (29:17). А поэтому если кто-либо хочет просить ризкъа, пусть просит у Аллаха, потому что только Он способен наделить им, поскольку только Он создаёт и распределяет, только Он способен на всякую вещь и обладает знанием обо всём:
وَلَوۡ بَسَطَ ٱ للَّهُ ٱ لرِّزۡقَ لِعِبَادِهِ ۦ لَبَغَوۡاْ فِي ٱ لۡأَرۡضِوَلَٰكِن يُنَزِّلُ بِقَدَرٖ مَّا يَشَآءُۚ إِنَّهُ ۥ بِعِبَادِهِ ۦ خَبِيرُۢ بَصِيرٞ ٢٧
«Если бы Аллах увеличил удел Своим рабам, они стали бы бесчинствовать на земле. Однако Он ниспосылает его в меру, как пожелает. Воистину, Он ведает о Своих рабах и видит их» (42:27).
Многие люди полагают, что причина ризкъа заключается в труде и усердной работе, что хороший план, расчёт, учёт рисков и принятие мер приводят к приобретению удела. Такой натуры люди, как Карун, может, даже говорят: «Всё это было даровано мне благодаря знанию, которым я обладаю» . Однако Аллах после таких слов Каруна заставил землю поглотить его вместе с его домом. Не оказалось рядом с ним сторонников, которые помогли бы ему против Аллаха. А те, которые накануне желали оказаться на его месте, сказали: «О Горе! Аллах увеличивает или ограничивает удел тому из Своих рабов, кому пожелает» . После того, как земля поглотила Каруна и его дом вместе с имуществом, люди убедились в том, что лишь один Аллах по Своей мудрости увеличивает или удерживает ризкъ, кому пожелает.
Необходимо верить в то, что ризкъом наделяет лишь Аллах, и единственная причина приобретения ризкъа — это предопределение Аллаха, а не работа или наследство, не расчёт и планирование. Всё это — лишь обстоятельства, при которых Аллах наделяет ризкъом, а не сама причина. Следовательно, утрата работы не означает потерю ризкъа. Аллах наделит Своих рабов пропитанием при любых, угодных Ему обстоятельствах.
Аллах поставил ризкъ в зависимость только от Своей воли и предопределения. Вера и неверие, богобоязненность и порочность, старание и лень не есть факторы, от которых зависит ризкъ. Всевышний говорит:
مَّن كَانَ يُرِيدُ ٱ لۡعَاجِلَةَ عَجَّلۡنَا لَهُ ۥ فِيهَا مَا نَشَآءُ لِمَن نُّرِيدُ ثُمَّ جَعَلۡنَا لَهُ ۥ جَهَنَّمَ يَصۡلَىٰهَا مَذۡمُومٗا مَّدۡحُورٗا ١٨ وَمَنۡ أَرَادَ ٱ لۡأٓخِرَةَ وَسَعَىٰ لَهَا سَعۡيَهَا وَهُوَ مُؤۡمِنٞ فَأُوْلَٰٓئِكَ كَانَ سَعۡيُهُم مَّشۡكُورٗا ١٩ كُلّٗانُّمِدُّ هَٰٓؤُلَآءِ وَهَٰٓؤُلَآءِ مِنۡ عَطَآءِ رَبِّكَۚ وَمَا كَانَ عَطَآءُ رَبِّكَ مَحۡظُورًا ٢٠ ٱ نظُرۡ كَيۡفَ فَضَّلۡنَا بَعۡضَهُمۡ عَلَىٰ بَعۡضٖۚ وَلَلۡأٓخِرَةُ أَكۡبَرُ دَرَجَٰتٖ وَأَكۡبَرُ تَفۡضِيلٗا ٢١
«Если кто возжелает преходящей жизни, то Мы тотчас одарим тем, что пожелаем, того, кого пожелаем. А потом Мы предоставим ему Геенну, где он будет гореть презренным и отверженным. А если кто возлюбит Последнюю жизнь и устремится к ней надлежащим образом, будучи верующим, то его старания будут отблагодарены. Каждого из тех и других Мы наделяем дарами твоего Господа, и дары твоего Господа не являются запрещёнными. Посмотри, как одним из них Мы отдали предпочтение перед другими. Но Последняя жизнь, несомненно, выше по достоинству и преимуществу» (17:18–21). Кто отдаст предпочтение этой жизни, того Аллах наделит тем, что пожелает, так же, как и тех, кто стремится к Грядущей жизни. Каждого из них Аллах наделяет дарами, и одним из них Он отдаёт предпочтение перед другими. Но Последняя жизнь — выше по достоинству.
Однако Аллах обещал богобоязненным облегчить их дела в этой жизни:
وَمَن يَتَّقِ ٱ للَّهَ يَجۡعَل لَّهُ ۥ مَخۡرَجٗا ٢ وَيَرۡزُقۡهُ مِنۡ حَيۡثُ لَا يَحۡتَسِبُ
«Тому, кто боится Аллаха, Он создаёт выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает» (65:2,3). Богобоязненному мусульманину Аллах создаёт выход из любого положения и наделяет ризкъом оттуда, откуда он даже не ожидает. Аллах открывает ему двери там, где Сам пожелает, а не где того желает богобоязненный мусульманин.
В основе, решивший основную проблему правильным образом человек не должен переживать за свой жизненный удел. Страх перед потерей ризкъа не должен беспокоить его днями и ночами. Он должен довольствоваться тем, что имеет. Так, он избавится от страха за пропитание. Убедившись в том, что Аллах наделяет ризкъом, он перестанет переживать за будущее, поскольку когда человек не ведает о том, что его ожидает, Аллах знает обо всём и готовит каждому свой удел. Также Аллах, по Своей мудрости, оставил ризкъ в области неизведанного, сделал неощутимой для человека вещью. Всевышний Аллах говорит:
وَمَا تَدۡرِي نَفۡسُۢ بِأَيِّ أَرۡضٖ تَمُوتُ
«Ни один человек не знает, что он приобретёт завтра» (31:34).
Богобоязненный мусульманин убеждён в том, что настоящий удел, ради которого необходимо жертвовать всем, — это удел в Последней жизни, а не в этой. Всевышний Аллах говорит:
وَبَشِّرِ ٱ لَّذِينَ ءَامَنُواْ وَعَمِلُواْ ٱ لصَّٰلِحَٰتِ أَنَّ لَهُمۡ جَنَّٰتٖ تَجۡرِي مِن تَحۡتِهَا ٱ لۡأَنۡهَٰرُۖ كُلَّمَا رُزِقُواْ مِنۡهَا مِن ثَمَرَةٖ رِّزۡقٗا قَالُواْ هَٰذَا ٱ لَّذِي رُزِقۡنَا مِن قَبۡلُۖ وَأُتُواْ بِهِۦ مُتَشَٰبِهٗاۖ وَلَهُمۡ فِيهَآ أَزۡوَٰجٞ مُّطَهَّرَةٞۖ وَهُمۡ فِيهَا خَٰلِدُونَ ٢٥
«Обрадуй тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, тем, что им уготованы Райские сады, в которых текут реки. Всякий раз, когда им будут подавать плоды для пропитания, они будут говорить: «Это уже было даровано нам прежде». Но им будут давать нечто похожее. У них там будут очищенные супруги, и они пребудут там вечно» (2:25).
Также стоит отметить, что многие люди впадают в заблуждение в вопросе, связанном с ризкъом, ещё с одной стороны. Они предполагают, что ризкъ бывает только в имуществе, или ризкъ — это то, что было заработано тяжёлым трудом, или ризкъ — это когда человек пытается заработать больше, чтобы поднять свой достаток до определённого уровня. Складывается впечатление, что как будто такие люди пытаются поставить Аллаху условие, при каких обстоятельствах и в каком количестве они должны приобретать ризкъ. На самом деле, человек не знает, чего он хочет, тогда как Ислам уже решил этот вопрос! Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:
مَنْ أَصْبَحَ مِنْكُمْ مُعَافًى فِيْ جَسَدِهِ، آمِناً فِيْ سِرْبِهِ عِنْدَهُ قُوْتُ يَوْمِهِ فَكَأَنَّمَا حِيْزَتْ لَهُ الدُّنْيَا بِحَذَافِيْرِهَا
«Кто из вас проснулся здоровым в теле, спокойным в душе и имел пропитание на день, то как будто он владеет всем миром» (Бухари). Что ещё нужно человеку, кроме спокойствия, здоровья и пропитания на день? Сообщается от Абдуллаха ибн аш-Шиххира (р.а.), что он пришёл к Пророку (с.а.с.), который читал аят «Страсть к приумножению отвлекает вас» и говорил:
يَقُولُ ابْنُ آدَمَ : مَالِي مَالِي، (قَالَ) وَهَلْ لَكَ، يَا ابْنُ آدَمَ مِنْ مَالِكَ إِلا مَا أَكَلْتَ فَأَفْنَيْتَ، أَوْ لَبِسْتَ فَأَبْلَيْتَ، أَوْ تَصَدَّقْتَ فَأَمْضَيْتَ
«Говорит сын Адама: «Моё богатство! Моё богатство!». А разве принадлежит тебе из богатства твоего что-нибудь, кроме того, что ты съел и закончил, одел и износил, отдал в качестве милостыни и сохранил для себя?!» (Муслим). Сколько бы имущества ни было во владении человека, ему на самом деле принадлежат лишь три вещи: то, что он съел, что одел и что дал в качестве милостыни. Всё кроме этого не принадлежит ему.
Согласно вышесказанному, человек должен жить, не опасаясь за свой ризкъ, всецело посветив себя выполнению велений Аллаха и отстраняться от Его запретов, потому что его аджаль (жизненный срок) — в руках Аллаха, его ризкъ — в руках Аллаха, и никто не в состоянии удержать или увеличить его.